Гнев

***

  …Свирепый гнев причиняет великие несчастья, как самому преданному этой страсти, так и ближним.

***

  <Бог> угрожает геенною и огнем геенским <гневающимся> (см.: Мф. 5, 22).

***

  Ничто так не помрачает чистоту души и ясность мыслей, как гнев необузданный и выражающийся с великою силою.

***

  …Пылкость гнева заключает в себе некоторое удовольствие и даже сильнее всякого удовольствия овладевает душою, низвращая все ее здравое состояние.

***

  Опьянен также и одержимый гневом, у него и лицо раздувается, и голос делается хриплым, и глаза наполняются кровью, и ум помрачается, и смысл теряется, и язык трясется, и взор блуждает, и уши слышат одно вместо другого, потому что гнев сильнее всякого вина ударяет в мозг и производит в нем бурю и неукротимое волнение.

***

  Где злоба и гнев, туда не прилетает Дух кротости. А человек, лишенный Святаго Духа, какую может иметь надежду на спасение?

***

  …В отношении к гневу нужно гораздо большее старание: сильна эта страсть, часто даже внимательных увлекая в самую бездну погибели.

***

  …Ни о чем столько не будем стараться, как об очищении себя от гнева и примирении с теми, которые имеют на нас неудовольствие, зная, что ни молитва, ни милостыня, ни пост, ни участие в таинствах, ни другое что подобное не защитит нас в тот День (Суда), если мы будем злопамятствовать…

***

  …Как тот, кто злопамятствует против ближнего, не допускает, чтобы он сам был освобожден от наказания за собственные грехи, так чистый от гнева скоро будет чист от своих грехов.

***

  …Демон <гнева>, вошедши, делает безумными <людей>, подобно беснующимся и побуждает их делать все вопреки очевидности…

***

  <Гневные> не видят ничего здраво и не делают ничего как следует, но все делают, как люди с поврежденными чувствами, потерявшие и самую способность рассуждать.

***

  Что для огня — вода, то для гнева — кротость и ласковость.

***

  …Огня нельзя погасить огнем: это неестественно. Также и гнева ни в каком случае невозможно укротить гневом.

***

  Не будем же говорить: такой-то раздражил меня… сами мы виною всего этого. Если мы захотим сохранить добродетель, так сам демон будет не в состоянии подвигнуть нас к гневу.

***

  …От нас, а не от тех, кто гневается (на нас), зависит и погасить пламень их гнева, и раздуть его сильнее.

***

  …Не столько боится диавол человека, прогоняющего его и изгоняющего из другого человека, сколько того, кто укрощает свой гнев и преодолевает свою раздражительность, потому что и это последнее есть злой дух, весьма свирепый, и таких людей <имеющих гнев> надобно назвать более несчастными, нежели одержимых бесом.

***

  Гнев внедрен в нас не с тем… чтобы он сделался в нас страстью и болезнью, но чтобы служил врачевством от страстей.

***

  …Гнев… полезен для того, чтобы пробуждать нас от сонливости, чтобы сообщать бодрость душе….

***

  Не соревнуй, не подражай злобе, но жалей того, кто не обуздывает в себе этого зверя <гнева> и прежде всех вредит и губит самого себя.

***

  Гнев, как злой прелюбодей, совокупляясь с нами сильною похотью, переливает в нас губительные семена и порождает диавольскую вражду, и делает все противное браку. Брак производит то, что два бывают плоть одна, а гнев и соединенных разобщает и самую душу разделяет и рассекает.

***

  …Чтобы тебе с дерзновением приступать к Богу, не допускай гнева, когда он хочет войти в твою душу и совокупиться с нею, но отгоняй, как бешеного пса.

***

  …Свободный от гнева, без сомнения, свободен и от неприятностей, с ним соединенных, и не проводит жизни в напрасных огорчениях и муках.

***

  …Гнев такая болезнь, что немного надобно времени для того, чтобы погиб одержимый ею.

***

  …Не оставим этого зверя <гнева> без обуздания, но набросим на него со всех сторон крепкую узду — страх будущего Суда.

***

  Гнев есть сильный, все пожирающий огонь; он и телу вредит, и душу растлевает, и делает человека на вид неприятным и постыдным.

***

  Если бы человек разгневанный мог видеть себя во время своего гнева, то он уже не имел бы нужды ни в каком другом увещании, — потому что нет ничего неприятнее лица раздраженного.

***

  …Гневливый и сам себе неприятен, и прочим вреден. Действительно, ничего нет хуже человека гневливого, ничего нет тягостнее, ничего несноснее, ничего постыднее…

***

  Многие (от гнева) потеряли глаза, многие впали в самую тяжкую болезнь. Между тем человек великодушный легко перенесет все.

***

  Часто случается, что в гневе иной скажет такое слово, для вознаграждения которого нужна целая жизнь, или совершит такое дело, которое ниспровергнет всю его жизнь. Ведь то-то и ужасно, что в короткое время, через один поступок, чрез одно даже слово (эта страсть) часто лишает нас вечных благ и делает напрасными бесчисленные труды.

***

  Христос не желает, чтобы мы гневались даже за Него; послушай, что Он сказал Петру: возврати нож твой в место его (Мф. 26, 52)…

***

  Будем же чистыми от гнева. Дух Святый не обитает там, где гнев. Гневливый подлежит проклятию. И невозможно быть чему-нибудь здравому там, откуда происходит гнев.

***

  И станет ли кто молиться, он молится напрасно, если делает это во гневе и раздражении; станет ли говорить, будет смешным; станет ли молчать, опять то же…

***

  …Всюду соблюдая себя от гнева, мы уподобимся Богу и сподобимся будущих благ…

***

  …Гнев не будет уже иметь места, когда ты будешь свободен от пристрастия к себе самому.

***

  …Будем упражняться на домашних своих прежде искушения. Мы часто сердимся дома на детей, удержим здесь гнев, чтобы нам легко было обуздывать его пред друзьями <а затем и пред врагами>.

***

  Гневливый нечистее пса, возвращающегося на свою блевотину (ср.: 2 Пет. 2, 22), если бы он, изблевав однажды, перестал, то не был бы подобен ему; если же опять изблевывает то же, то очевидно, что он пожрал изблеванное.

***

  Не видите ли, как свиньи пожирают кал? Так и эти <гневливые>. Что, в самом деле, срамнее слов, которые произносят гневливые? Они как бы стараются не сказать ничего здравого, ничего чистого, но что только есть постыдного, что только есть безобразного, то и стараются сказать и сделать; и что всего хуже, посрамляя более самих себя, думают, будто посрамляют других…

***

  Внутренний жар вложен в нас, как некоторое жало, чтобы мы скрежетали зубами против диавола, чтобы устремлялись на него, а не чтобы восставали друг против друга.

***

  Ты гневлив? Будь таков по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов. Вот польза гнева; для этого Бог и вложил его в нас.

***

  Если ночь застанет тебя (во гневе), то следующего дня уже не довольно будет для погашения зла, которое может возрасти в тебе в продолжение ночи. Если даже большую часть его ты и уничтожишь, то не в состоянии будешь уничтожить всего; и в следующую ночь дашь возможность более усилиться оставшемуся огню.

***

  Для того и дал нам Бог в оружие гнев, чтобы мы не собственные тела поражали мечом, но чтобы вонзали все это острие в грудь диавола. Вонзи туда свой меч по самую рукоять; если хочешь, (вонзи) и рукоять и не извлекай его никогда оттоле, напротив, присоедини еще и другой меч. А это произойдет тогда, когда мы будем щадить друг друга, когда будем миролюбиво расположены друг к другу.

***

  …Воздерживайся всегда от крика, и ты никогда не придешь в гнев. Вот способ укрощения гнева! И как невозможно разгневаться тому, кто удерживается от крика, так невозможно не прийти в гнев тому, кто кричит… Подави крик, и ты этим отнимешь крылья у своего гнева, укротишь волнение сердца. И как невозможно, не поднимая рук, вступить в кулачный бой, так невозможно, не поднимая крика, предаться гневу…

***

  Разве ты не знаешь, что те пожары хуже, которые таятся внутри и не бывают видны снаружи? Не так же ли и раны, которые не выходят наружу, а производят воспаление внутри? Так и тот <скрытый> гнев хуже и вреднее для души.

***

  Имеет ли кто недруга, терпит ли кто обиду, питает ли кто злобу, пусть он соберет и изольет всю эту ярость и гнев на главу диавола… Тебя ударил кто-нибудь — имей зло против диавола и никогда не прекращай вражды с ним.

***

  …Гневливый наперед наказывает себя, терзаясь в себе самом, а потом уже того, на кого гневается.

***

  Гнев есть зверь, скоро нападающий на нас, и нужно нам много оград и оплотов, чтобы задержать его и преодолеть.

***

  …Гнев — это огонь, это пламень, который схватывает, умерщвляет, сожигает. Но мы будем угашать его долготерпением, воздержанием.

***

  Как раскаленное железо, будучи опущено в воду, теряет жар свой, так и гнев, попав в душу человека долготерпеливого, нисколько не вредит долготерпеливому, а, напротив, приносит пользу, так что он становится еще крепче.

***

  Гнев… — послушный демон, самопроизвольное безумие, отсутствие мозгов…

***

  …Когда к тебе, терпящему что-либо ужасное и невыносимое, подступят гнев и ярость, вспомни о кротости Христа и скоро станешь смирным и кротким… извлекая величайшую пользу из кротости не только для себя, но принося пользу даже врагу, наставляя (его) быть добрым.

***

  Что… терпят пьяницы, которые ненасытимым пьянством увлекаются к более сильной жажде, то же терпят поработившиеся гневу, которые увлекаются безмерными спорами к все большему и тяжелейшему безумию…

***

  …Эта страсть <гнев> уничтожает целые дома, разрушает старинную дружбу, причиняет непоправимые несчастия.

***

  Если кто-нибудь все исполнит, но будет гневаться, он не войдет <в Царство Небесное>. И пусть не упрекают в жестокости Бога, когда Он извергнет впавших в этот грех из Царства Небесного

***

  …Малодушный и ничтожный бывает нетерпелив, не сдерживает гнева, обнаруживает его тотчас по малодушию; а разумный, хотя и будет рассержен, скрывает в себе гнев…

***

  Дух Святой не обитает там, где гнев. Гневливый подлежит проклятию. И невозможно быть чему-нибудь здравому там, откуда происходит гнев.

***

  Гнев — это огонь, это сильный пламень, требующий [горючего] вещества; не давай пищи огню, и скоро прекратишь зло. Гнев не имеет силы сам по себе, если кто-либо другой не будет поддерживать его. Ничто не может оправдать тебя. Тот одержим неистовством и не знает, что делает; а если ты, взирая на него, впадаешь в то же и не умудряешься его примером, то можешь ли получить прощение? Если бы кто, находясь на пиршестве, увидел другого в преддверии в пьяном и безобразном виде, а потом и сам впал в то же, не будет ли это непростительно тем более, что он упился после того? Так и здесь. Не будем думать, будто можно сказать в оправдание: не я начал; это служит к нашему же обвинению, что мы, видя его, не умудрились; это подобно тому, как если бы кто сказал: убил не я первый. Потому-то ты и достоин наказания, что, видя и пример, не удержал себя.